Ольга Толстошеева — мама Нино Шаматава и куратор проекта Ushatava x Moms о кутюрных свитерах и впечатлениях от шоу Color.Block FW23/24


В 2018 году у креативного директора Ushatava Нино Шаматава возникла идея запустить новое направление внутри компании — Ushatava x Moms. На этот шаг ее вдохновила мама — Ольга Толстошеева. «Когда моя мама вышла на пенсию и переехала в Екатеринбург, мы почти сразу столкнулись с проблемой низкой социализации пенсионеров. Я заметила, как она буквально теряет вкус к жизни. Этот проект задумывался как способ занять разных мам увлекательным делом». Уже шестой год Ольга Толстошеева, мама Нино, курирует Ushatava x Moms. За это время небольшая группа вязальщиц-любительниц, которую Ольга Андреевна собрала сама, превратилась в команду профессионалов — последние несколько лет, в преддверии дня матери, вязальщицы вручную создают новую коллекцию изделий. В этом году труды мам впервые были продемонстрированы на подиуме — специально для показа Color.Block было разработано несколько вязаных вещей.

Сегодня три модели свитеров Moms поступили в продажу ограниченным тиражом — всего десять изделий эксклюзивно представлено в московском бутике Ushatava на Петровке. Как развивалось направление Ushatava x Moms и что нужно знать про каждый свитер в Color.Block — рассказывает Ольга Толстошеева.

1/4
— С чего началась история проекта Ushatava x Moms?

— В молодости я очень много вязала — для себя, семьи и друзей. Даже не знаю, что мне нравилось больше — выбирать пряжу и цвета, осваивать новые техники или видеть результат. Были периоды, когда я не вязала совсем — работа забирала все силы и время. В мае 2017 года я переехала к Нино в Екатеринбург, уже будучи на пенсии. Я помню, как она тогда переживала — ведь этот город был для меня совсем чужим. Как-то раз она сказала: «Мам, ты ведь так классно вяжешь — почему бы тебе не научить кого-нибудь еще?» Тогда она поделилась со мной идеей Ushatava x Moms — и я очень воодушевилась. 

Изначально мы хотели, чтобы участницами проекта становились мамы сотрудников компании. Так, к 2018 году у нас сформировался небольшой коллектив из шести человек, и мы начали готовиться к нашему первому сезону. У всех был разный уровень подготовки: кто-то вязал давно и даже на заказ, а кто-то был совсем новичком. Одна из участниц, Валентина Авдеева, до проекта умела вязать только простые шапки и шарфы — сегодня я доверяю ей самые сложные изделия. Например, для коллекции Color.Block она полностью связала один из голубых свитеров.


— Менялся ли состав проекта со временем?
— Почти все, кто пришел в Moms пять лет назад, с нами до сих пор. Но с каждым сезоном уровень сложности изделий и количество росли, и я поняла, что нужно искать новых людей, уже за пределами Ushatava. В 2020 году нас было 12, а к 2021-му в команду добавилось еще пять человек. Каждую участницу я находила сама — я стала выкладывать наши работы в интернет и изучать чужие, читать форумы, знакомиться. Сейчас в проекте есть две профессиональные вязальщицы с 30-летним стажем, и я знаю, что работа с Ushatava теперь у них в приоритете. Меня распирает гордость за наш «золотой» состав!

— С чего началась ваша работа над вязаными изделиями для коллекции Color.Block? Чья это была идея?

— Когда Санан (Санан Гасанов — бывший со-креативный директор Ushatava – прим.ред.) впервые познакомился с нашими изделиями, он был поражен. А в конце января этого года он предложил мне придумать «что-нибудь объемное, дутое, как ватник». И тогда я сделала два образца с синтепоном внутри — одну полосочку я связала французской резинкой, а другую лицевой гладью. Санану понравились оба варианта, поэтому мы решили использовать два типа вязки в одном изделии. Следом мы с Валентиной Карепановой, одной из вязальщиц проекта, начали разрабатывать схемы и выкройки для свитера с цветочным орнаментом, а запрос на свитер в горох появился позже всего — но это отдельная история.

Вместе с Валентиной мы искали всю пряжу — она должна была полностью соответствовать палитре коллекции. Все это время мы носили с собой кусочки ткани, прикладывали их к пряже в магазинах и на складах, сравнивали по цвету, пока не находили точное совпадение. Из-за этого у всех свитеров немного разный состав: лимонный и с цветочным орнаментом выполнены из итальянской пряжи Lana Gatto (100% шерсть мериноса), у голубого смешанный состав — 95% шерсть мериноса и 5% акрила, а в свитере в горох мериноса и акрила поровну, 50/50.   

— Какой свитер из коллекции Color.Block оказался самым сложным в производстве?

— На самом деле, каждый сложен по-своему. Например, на один «дутый» свитер уходит около двух месяцев работы, если вязать ежедневно по 5-6 часов. Все полоски вяжутся друг за другом двумя цельными полотнами и в разное количество рядов. Поскольку в одном свитере используется три типа вязки (простая и французская резинки, а также лицевая гладь), под каждый из них нужно было подобрать отдельные спицы. Почему так сложно? Этот свитер можно носить на обе стороны, на каждой — разный рисунок вязки. Под все объемные части я сама кроила и шила полоски из синтепона — всего их в свитере 14, не считая рукавов. Одно такое изделие весит 2 килограмма — почти как теплая куртка.
1/5

В коллекции есть несколько изделий из шифона с цветочным принтом, и свитер с цветами мы разрабатывали как продолжение этой серии. Для начала нужно было перевести рисунок в схему, а затем под цвет каждого лепестка подобрать пряжу. Все цветы были разлинованы на бумаге от руки. Чтобы не запутаться в клубках пряжи, мы даже нашли специальное приспособление, которое фиксирует каждую нить в отдельности, как на станке — это открытие очень облегчило нам работу. Этот свитер тоже двухсторонний — с изнаночной стороны цветок украшен бахромой, такая техника называется интарсией. Получается, на одно изделие уходит месяц, и еще два дня мы укрепляем каждую ниточку бахромы.

Идея связать свитер в горох пришла Санану в последнюю очередь. Но я понимала, что сроки очень сжатые, и мы просто не успеем выполнить работу в срок. Поэтому я предложила связать его на бытовой машинке (хотя я никогда раньше не имела дела с такой вязкой). Нам очень повезло — довольно быстро я нашла вязальщицу, которая взялась за наш запрос, несмотря на текущие заказы. Пускай свитер связан на машинке, но для меня это все равно ручная работа, потому что все части сшиваются вручную и стыкуются петля в петлю.


— Сколько человек работало над этими изделиями?

— За все эти годы у нас сформировалось четкое распределение внутри команды: кто-то вяжет только «плечевые» изделия (свитеры, джемперы), а кто-то занимается исключительно маленькими вещами (носками, шапками, варежками). То есть у каждого своя специфика работы. Поэтому на Color.Block я взяла десять человек — это Валентина Карепанова, Светлана Тусумова, Валентина Авдеева, Елена Уманец, Любовь Дородникова, Оксана Ветлугина, Наталья Учанина и Ирина Малых. Один лимонный свитер я полностью связала сама. 

Скажу честно, я очень придирчива к работе. Когда я рассказала Нино о том, что прошу всех своих вязальщиц фотографировать мне каждый выполненный ряд, она сказала: «Мам, да ты просто монстр!». Не подумайте, я не хочу контролировать каждый шаг. Просто я прекрасно понимаю, как много сил и времени требуется на то, чтобы переделать большой объем работы, поэтому всегда лучше обнаружить ошибку в начале, чем в конце.


1/3
— Каково это — видеть изделия Ushatava x Moms на подиуме?

— Мы все очень волновались. Все мои вязальщицы ждали трансляцию шоу, а одна, Любовь Дородникова, прилетела со мной на показ. Я не знала, как будут выглядеть итоговые образы, поэтому смотрела на подиум затая дыхание. Я считала все выходы, и как сейчас помню, свитеры появились уже только после 40 образа. Когда я увидела наш кирпичный свитер в свете софитов, мое сердце чуть не выпрыгнуло наружу. Это было так красиво…


1/3

Свитеры Moms эксклюзивно представлены в московском бутике Ushatava по адресу ул. Петровка, 17, стр. 1.

Рассылка

Новости о новинках модного Дома, специальные предложения, а также идеи для стайлинга и инсайты от дизайн-команды Ushatava.
Нажав на «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.